Долженко Ф.Н. Краевед, архитектор, художник и музейщик

Стрелова А.В.,
с. Донское,
МБУК «Историко-краеведческий музей
Труновского муниципального района
Ставропольского края»,
директор
   

Федор Николаевич Долженко (1930-2016 гг.) успел сделать всего за одну человеческую жизнь столько, что с лихвой хватило бы на несколько жизней. Федор Николаевич необыкновенно талантливый, трудолюбивый  и разносторонний человек, самозабвенно преданный  родным местам, восхищавшийся нашей неброской степной природой, прекрасный рассказчик, тонко чувствовавший собеседника, умевший дружить и любивший жизнь во всех ее проявлениях. Наследие, которое он оставил землякам, поистине бесценно.
Долженко Ф.Н. родился в с. Донское, 15 июля 1930 года. Родители Федора Николаевича  - Прасковья Ивановна и Николай Алексеевич - были простыми крестьянами, они привили сыну с детства трудолюбие, упорство в достижении цели. Слова отца о том, что любая наука признает только крепких и сильных духом людей, Федор Николаевич пронес через всю жизнь. С детства Федор  был очень активным. Писал лучшие в школе сочинения, рисовал географические и политические карты мира, выпускал классные и общешкольные стенгазеты, участвовал в художественной самодеятельности (играл на самых различных музыкальных инструментах: мандолине, балалайке, гитаре, гармони). Успевал помогать  родителям  по хозяйству, вместе с мамой стегал одеяла и наносил на них рисунки. У отца  учился сапожному ремеслу: тачать сапоги, шить выворотные чувяки. В сороковых годах прошлого столетия обувь была очень дорогой, а купить ее крестьянской семье было не за что [1, с.3.]. Федор очень любил разглядывать морозные узоры на оконном стекле и старался изобразить их в своих первых рисунках. Мальчик был несказанно рад, если родителям удавалось достать где-нибудь листок чистой бумаги. И тогда Федор делил этот лист на несколько частей, чтобы на каждой  сделать  зарисовки: сковородки, утюги, чайники, все, что попадалось на глаза. Мать с отцом удивлялись таланту сына и всячески старались поддерживать его увлечение рисованием [2, с.3.]. После окончания школы Федор Долженко поступил в художественно-педагогическое училище г. Краснодара, но вскоре был вынужден оставить обучение из-за тяжелого материального положения семьи. Но страсть к живописи не позволила Федору бросить рисование. Уже в 1948 г. несколько его рисунков  взяли на  сельскую выставку. Позже, поступив в Ставропольский нефтяной техникум  на отделение промышленного и гражданского строительства, Федор Николаевич изучал архитектуру в строительстве, занимался оформительской работой, участвовал в краевых выставках произведений самодеятельных художников. Работая строителем в разных уголках края, он, в свободную минуту, брал в руки палитру и кисти, делал наброски, зарисовки окружавшей его природы.
     В 1971 году Федор Николаевич был назначен главным архитектором Труновского района. На этой должности он трудился почти 30 лет. За долгие годы под руководством
Ф.Н. Долженко были разработаны проекты застройки отдельных микрорайонов сел в районе, площадей, зеленых зон отдыха, индивидуальные проекты жилых домов. Возглавляемый Федором Долженко  архитектурный отдел несколько раз занимал лидирующие позиции в крае. Совмещая эту  работу с постом председателя районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,  Федор Николаевич провел большую работу по увековечиванию памяти воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Архитектурно-скульптурная стела памяти воинов, погибших в годы оккупации и при освобождении района от фашистов, установленная в парке Донского в 1975 г., была создана по проекту скульптора М.И. Щукина и архитектора Ф.Н. Долженко. А бюст Герою Советского Союза А.В. Невдахину архитектор Долженко создавал вместе со скульптором Н.Ф. Санжаровым  [3, с. 2-3.]. Федор Долженко регулярно выезжал с комиссией в населенные пункты и проверял состояние памятников. И если какому-то из них был необходим ремонт, Федор Николаевич обязательно добивался, чтобы захоронение привели в порядок.
    Выйдя на заслуженный отдых, Ф.Н. Долженко не ушел на покой, а стал активно  развивать музей с. Донского, созданный в качестве общественного еще в 1977 г. Усилиями Федора Николаевича музей в 1990 г.  стал Донским филиалом Ставропольского музея им.
Г.К. Праве. Как истинный патриот своего родного края, хорошо знающий людей здесь живущих, заведующий Донским музеем решил по крупицам воссоздать историю села: были собраны предметы быта, которые сохранились еще со времен первопоселенцев, записаны наиболее интересные обычаи и традиции сельчан, их рассказы о прошлой жизни. Итогом 16-летней деятельности Федора Николаевича и руководимого им коллектива музея стала музеефикация почти 5 тысяч предметов, принятых на хранение в музей  с 1990 по 2006 годы [4, с. 280.].
    Из множества статей и очерков, написанных краеведом Ф. Долженко в районную газету «Нива», родилось несколько печатных брошюр:  «Сын трудового народа», «Мозаика народной поэзии села Донского», буклеты к 50-й и 55-й годовщинам Победы советского народа в Великой Отечественной войне. А брошюра Ф. Долженко  «Летопись села Донского» навсегда останется первым краеведческим источником о прошлом села, который на протяжении 30 лет читают все, кто неравнодушен к истории родных мест. И еще одним очень памятным экспонатом музея мы обязаны Федору Долженко – это  макет крепости «Донская». В далекие 1980-е  годы Федор Николаевич побывал в ЦГАДА в г. Москва (сегодня РГАДА). Ему посчастливилось найти уникальный документ – генплан крепости Донская на 1801 г. На основании этого плана был создан  макет крепости, который десятки лет открывает музейную экспозицию по истории казачества.
    В период работы в музее  Федор Николаевич много времени проводил на пленэре. Его этюды не могут оставить равнодушными  посетителей музея и многочисленных выставок самодеятельного художника, как называл себя Федор Долженко: «Я художник-любитель, а хочется создавать свои картины такими, чтобы люди поняли и поверили в мой творческий замысел, чтобы у зрителя душа была взволнована также как и моя. Чтобы мои эмоции передавались всем, кто видит мои картины» [5, с.12.].  Из каждой поездки – Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Архыз, Горячий ключ, Ленинград – Федор Николаевич привозит множество этюдов. Как у настоящего мастера, у Федора Николаевича появились первые ученики: Анатолий Евдокимов и Владимир Казаков. На протяжении ряда лет, почти каждые выходные,  неразлучная троица отправлялась на пленэр искать сюжеты для вдохновения. «Мы объездили и излазали весь Труновский район, - говорит В. Казаков, - в любое время года, в любую погоду можно найти замечательные сюжеты. Ставим мольберты, садимся рядышком и начинаем писать этюды. Смотрим на одно и то же, а у каждого получается по-разному. Действительно, каждый художник видит по-своему. Пока пишем, общаемся, это прекрасное времяпровождение. Оно дает заряд положительной энергии, дает силу жизни. Неудивительно, что нашему учителю Федору Николаевичу далеко за 80, а он не потерял интереса к жизни» [6, с.4]. 
    Дружба длиною в 50 лет связывала Федора Николаевича  Долженко  с другим земляком и художником – Николаем Петровичем Масловым. Ученик 5 класса  школы  из с. Труновского Коля Маслов увидел на районной выставке 1947 года рисунки Феди Долженко и захотел познакомиться с семнадцатилетним художником. Маслов пришел в село Донское и встретился с Долженко. Вот с тех пор и дружили мастера кисти [7, с.2].   Маслов Н.П., выйдя на пенсию, поселился в г. Изобильный. Вскоре не только художники, но и музеи двух районов стали сотрудничать, открывать совместные выставки, проводить встречи и поездки. Кстати, наши музеи и по сей день работают в тесной связке. Последняя большая персональная выставка Федора Долженко «Влюбленный в жизнь» была именно в музее истории Изобильненского района в 2014 г., для которой   музей Труновского района предоставил более 40 работ художника [8, с.1].
    За свою жизнь  художником Долженко создано более 900 работ. Многие полотна подарены родным и близким живописца, друзьям, музеям, учебным заведениям, учреждениям и организациям. Более ста картин Федор Николаевич передал в дар музею села Донского. Еще в фондах музея сотни рисунков и набросков Долженко, личные блокноты, письма, открытки, некоторые документы, десятки грамот и дипломов, личные вещи – всего более 300 единиц хранения  [9].  Редкий выставочный проект  музея сегодня обходится без привлечения картин или рисунков
Ф. Долженко, потому что в его наследии присутствуют работы самых разных жанров: от  трепетно любимых им пейзажей малой Родины до портретов земляков,  исторических жанровых полотен и  бесхитростных натюрмортов. Один из ведущих искусствоведов края Б.А. Бендик, первый директор Ставропольского музея изобразительных искусств, вот как оценивал творчество нашего талантливого земляка: «Работам Федора Николаевича присуще своеобразное индивидуальное каче¬ство - все они, как правило, небольшие по размерам, написаны очень тщательно, с тонкой про¬работкой деталей, в сдержанных неярких тонах, при полном отсутствии резких светотеневых и цветовых контрастов» [10, с.27].
    Среди большого количества выставок, на которых были представлены работы Ф.Н. Долженко,  особенно памятной для него была всероссийская выставка художников и мастеров декоративно-прикладного искусства  «Салют Победы» в г. Москва в 2005 г.  В региональном этапе выставки участвовало 3400 произведений  из 54 регионов страны, а на Всероссийскую выставку были отобраны лишь 194 работы, среди них картина Федора Долженко «Портрет фронтовика Звягинцева Ф.А., потерявшего зрение на войне» [11, с.2]. Федор Николаевич был лично знаком с ветераном Федором Звягинцевым, они подолгу беседовали, пока художник рисовал с натуры портрет слепого ветерана. История жизни этого отважного человека, которого не сломила потеря зрения, была записана Федором Долженко и бережно хранится в  музее.
    Всю свою жизнь Ф.Н. Долженко принимал самое активное участие в решении проблем села, неоднократно избирался депутатом Донского сельсовета. До всего ему было дело, не мог равнодушно пройти мимо беспорядка или несправедливости. Руководители местных органов власти прислушива¬лись к советам Долженко и уважали этого сдержанного, но настойчивого человека. В 1990 году, за выдающиеся заслуги перед селом и его жителями, летописец, краевед, художник и патриот Федор Николаевич Долженко стал Почетным гражданином села Донское [12, с.65]. 
    Прошло два года, как  Федора Николаевича нет с нами. Но его идеи продолжают воплощать в жизнь сотрудники музея и неравнодушные жители села. Ф. Долженко очень хотел, чтобы рядом с музеем появился верстовой столб, по примеру тех, что многие десятилетия указывали путникам дорогу на старинном Черкасском тракте, проходившем мимо села Донское. Архитектор Ф.Н. Долженко даже успел сделал чертеж такого столба и изготовил  его фанерный макет. В 2017 г. к  240-летию основания нашего села настоящий верстовой столб в натуральную величину был установлен недалеко от здания музея. По сохранившимся в музее чертежам, столб построил житель с.Донское, предприниматель Александр Сергеевич Подлинов. Выходит, что еще одна мечта Федора Николаевича исполнилась: теперь в селе есть памятный знак  - верстовой столб, указывающий расстояния в верстах  от Донского до Санкт-Петербурга и Тифлиса [13, с.2]. 
    Вот такой удивительный человек жил в нашем районе, умевший  сочетать  в себе способности архитектора, талант художника, кропотливость музейщика и дар поэта. В одном из своих стихотворений Федор Николаевич как-то написал «Словно светильник простой человек…» Думаю, что эти строки можно смело отнести к самому Ф.Н. Долженко, человеку большой и щедрой души, свершившему так много добра во имя людей.

Использованные источники и литература

1.    Долженко Ф.Н. Мой путь в искусство. Шпаковское, 1991.
2.    Там же.
3.    Салов И.П., Долженко Ф.Н., Столяров А.П. Мемориалы и воинские захоронения на территории Труновского района. Донское, 2006.
4.    На краю Ставропольских высот. История  Труновского района. Ставрополь, 2013. 
5.    Долженко Ф.Н. Мой путь в искусство. Шпаковское, 1991.
6.    Иващенко С.А. Когда пишу – улыбаюсь. // Открытая газета, №18, 2014.
7.    Смирнова И.В. Жизнь в искусстве. //Изобильненский муниципальный вестник, №5, 2013.
8.    http://donskoe-museum.ru/index.php/ru/spetsialistam/peredvizhnye-vystavki.html.
9.    ИКМ ТР СК. Ф.11. Оп.1. Ед.хр. 314.
10.    Бендик Б.А. Художники Ставрополья.  Ленинград, 1982.
11.    Салют Победы. Каталог всероссийской выставки художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Москва, 2005.
12.    На краю Ставропольских высот. История  Труновского района. Ставрополь, 2013.
13.    http://donskoe-museum.ru/index.php/ru/posetitelym/sobytiya/74-открытие-памятного-знака-верстовой-столб.html


Литературный туризм в сохранении культурного наследия

  • Risunok1
ДЕВЯТЫЕ
ПРОЗРИТЕЛЕВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
материалы межрегиональной
научно-практической конференции
24–25 ноября 2016 г.
К 110-летию Ставропольской ученой архивной комиссии
Стрелова А.В.,
                                                                                               
с. Донское,                                  
МБУК «Историко-краеведческий музей
Труновского района
Ставропольского края»,
директор

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ
КАК СТИМУЛ СОХРАНЕНИЯ
И РЕСТАВРАЦИИ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

«Понять литературу не зная мест, где
она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль не зная языка,
на котором она выражена.
Ни поэзия, ни литература не
существуют сами по себе:
они вырастают на родной почве
и могут быть поняты в связи
со всей родной страной». 
Д. С. Лихачёв

Культурный туризм – это выезд граждан в другую местность с целью посещения
достопримечательных в чем-то объектов (памятников культуры, музеев и т. д.) и при-
обретения дополнительных знаний по истории и культуре данной местности [1].
Культурный  туризм имеет несколько подвидов:
– культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение истори-
ческих памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других
мероприятий)– культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современ-
ным постановочным культурным мероприятиям или событиям – праздникам, фе-
стивалям – и участие в них);
– культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение
культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, зна-
комство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);
– культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памят
ников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);
– культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам
и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и
обычаям, этническому творчеству);
– культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры,
к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей,
участие в культурно-экологических программах) [2].
В последние годы в Великобритании, Франции и США начал развиваться такой
вид культурно-познавательного туризма как «литературный туризм».   В Москве,
Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов проводят экскурсии «Петербург
Достоевского» или «Булгаковская Москва» [3]. Но, согласитесь,  столицы – это еще
не вся Россия! Восхитительная природа нашей родины, ее бурная история, много-
национальная культура вдохновляли многие поколения творческих людей. И  наше
родное Ставрополье –  не исключение!
Исходя  из  этих  предпосылок,  мы  решили  разработать  свой  литературный
маршрут по местам, связанным с жизнью и творческим наследием «поэта земли
труновской» Андрея Дмитриевича Бахтинова. Во-первых, потому что Бахтинов – за-
мечательный поэт, которому в этом году исполнилось бы 70 лет, наш местный поэт,
чье творчество  требует  изучения  и сохранения. Во-вторых, по данным специали-
стов ВТО, спрос на данный вид туризма будет активно расти [4]  и станет одним из
наиболее перспективных направлений развития российского туризма. В-третьих,
для того чтобы стать «литературным» туристом, потребуется всего лишь любозна-
тельность. В-четвертых, этот маршрут будет интересен разному возрастному соста-
ву участников – от школьников до людей пожилого возраста.
Литературный туризм определяется как посещение культурно значимых мест,
связанных с жизнью и творческой деятельностью писателей, поэтов, а также мест,
описанных в художественных текстах.
Наряду с этим необходимо ввести понятие «литературных мест», которые,

вслед за А.В. Фирсовой, определяют как объекты, возникающие на стыке географического
и литературного дискурса [5]. «Литературные места» делят на три категории: факти-
ческие, символические и прагматические. Фактические места имеют прямую связь
с жизненным путем писателя (место рождения и смерти, захоронения, квартиры и
т. п.). Например, особняк Рябушинского в Москве, домик Лермонтова в Пятигорске.
Притягательность этих мест естественна, читателям интересно увидеть стол, за
которым властитель их дум писал свои произведения, прикоснуться к атмосфере, в
которой рос будущий гений.
Символические литературные места включают в себя не только существующие
в данной местности физические объекты, но и культурный компонент, ведь турист
воспринимает пространство через образ, сформировавшийся у него под воздей-
ствием прочитанного, а значит, попадает в представляемый им прототип художе-
ственного произведения. Например, образ «нехорошей квартиры», из которой за
неделю загадочным образом исчезли пять жильцов и «корректный милиционер в
белых перчатках», созданный Булгаковым, привлекает все новые поколения чита-
телей.
Прагматический  тип  литературных  мест  представлен  специально  построен-
ными объектами, призванными привлечь туристов. Он отчасти реализуется в об
устройстве тематических музеев и появлении туристской инфраструктуры вокруг
литературных мест.
«Литературный туризм»  включает в себя и более разноплановые мероприятия,
нежели просто посещение мест, связанных с тем или иным писателем.
Андрей Дмитриевич Бахтинов (1946-1993 гг.) родился в с. Труновское. Маршрут
проходит по двум селам: Труновскому, родному селу поэта, и Ключевскому, которым
Бахтинов посвятил много стихотворений:
Степь да степь... родимая сторонка.
По судьбе моей -  твой полынный дух.
От запевки звонкой жаворонка
До щемящей песни журавля
(«Родина») [6].
В ходе экскурсии звучат строки поэта,  относящиеся к тем или иным объектам
маршрута.  Где бы  Андрей Бахтинов ни был  (а жизнь забрасывала его в самые раз-
ные уголки нашей необъятной страны), поэт с неизменным чувством возвращался
в родной дом. Дорогой сердцу пейзаж он помнил и в далеких  от родных мест краях:

Есть одна заветная дорога,
Сколько б в мире ни было дорог,
Что уводит все к тому порогу,
Где остался детства уголок...
Отчий дом... Смеешься или плачешь,
Он, твой добрый друг - не за горой.
Отчий дом -  как много это значит!
Больше, чем мы думаем порой
(«Отчий дом») [7].
В ходе экскурсии туристы посещают библиотеку им. А.Д. Бахтинова  в Трунов-
ском, где в сентябре 2016 г. был открыт мемориальный комплекс поэта. Там хранят
ся рукописи его произведений, личные документы и фотографии, а также воспоми-
нания односельчан, знавших поэта, и многое другое.
Творческая группа при библиотеке с 2009 г. проводит литературный конкурс
«Журавлиное  сердце».  Начиная  с  этого  года  будут  проводить  «бахтиновский» 
5-дневный районный фестиваль «Поэты не рождаются случайно». Организация
литературного тура «В моем степном и песенном краю» в сентябре даст уникаль-
ную возможность туристам посетить целый комплекс мероприятий, посвященных
творчеству А.Д. Бахтинова, и сделать маршрут более информационно и эмоцио-
нально  насыщенным.
Дальнейшее путешествие (в виде пешеходной экскурсии) позволит туристам
посетить места, связанные с жизнью и поэзией Андрея Бахтинова: школа, которую
будущий поэт окончил с «отличием» в 1960 г. и где в начале 2000-х гг. впервые уче-
никами и педагогами был напечатан «самиздатовский» сборник его стихов; Дом
культуры им. В. Холодилова, где Бахтинов работал культорганизатором,  выступал
со сцены, исполняя песни и читая стихи собственного сочинения.
Поэзия Бахтинова удивительно напевна, его строки легко ложатся на музы-
ку, например, песня «Колыбельная для любимой» (музыка написана Александром 
Локтионовым):
Пусть маячит уже над судьбой тень осенняя,
Ты со мной, моя сладкая боль и спасение.
Что про нас на людских языках слово тленное...
Я качаю тебя на руках, как Вселенную [8].

Туристы посетят главную площадь села Труновского «Память». Здесь располо-
жено  сразу  несколько  исторических  объектов:  здание  историко-краеведческого
музея им. К.А. Трунова, памятник полному Георгиевскому кавалеру, герою Первой
мировой и Гражданской войн К.А. Трунову, братская могила  советских активистов,
погибших в годы коллективизации от кулацких банд, памятник жителям села, пав-
шим в годы Гражданской, Стена памяти с именами труновцев, погибших в годы Ве-
ликой Отечественной войны.
Тема Гражданской войны не является для труновцев далекой и абстрактной: у
многих сельчан деды и прадеды сражались в отряде Трунова за Советскую власть. У
Бахтинова есть стихотворение, которое называется «Эхо восемнадцатого года»:
Просыпаюсь, заря цветёт
Буйным всполохом алых лент...
Восемнадцатый грозный год –
Просто эхо былых легенд.
Только ветры порой свистят,
Только вербы весной грустят,
Где упал в свои двадцать лет
Под копыта коня мой дед [9].
Дед поэта, тоже Андрей Бахтинов, погиб в Гражданскую, его имя есть в списках
красных партизан из отряда Трунова. Особое, трогательное отношение поэта к ветера-
нам Великой Отечественной отмечали многие знавшие Андрея люди.
Отец поэта, Дмитрий Андреевич Бахтинов, - участник  войны, вернулся с фронта
инвалидом [10]. Андрей, родившийся после войны, называл свое поколение наслед-
никами Победы:
Наш первый след
был на земле от следа солдат войны,
и мёртвых, и живых;
мы – первые наследники Победы,
зелёные ростки сороковых
(«Ровеснику») [11].
Пешеходное путешествие завершает храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Он был построен в 1843 г. Здание храма  в годы  Советской власти было частично
разрушено: сняты купола, уничтожена колокольня. Храм   использовали  как  Дом
культуры.
Из трудовой книжки А. Д. Бахтинова известно, что в 1966 г. он был принят  в
Дом культуры художественным руководителем [12]. А значит, ходил на работу в 
здание бывшего храма. Во времена всеобщего атеизма писать о религии и хра-
мах было не принято, но все же есть у Андрея Дмитриевича одно стихотворение,
где он в нескольких строках сумел сказать о том, что значат для человека вера и
духовность:
Говорят, что с церквей
посшибало кресты вороньё,
и бредут по Руси
толпы злых и духовно увечных...
Только знаешь, мой друг,
а, по-моему, это враньё:
если ты – человек,
ты всегда сохранишь человечье
 («Под стук колес») [13].
Маршрут продолжается в с. Ключевском, которое поэт очень любил за его
родники,  пруды, уникальную природу. В  жизни Бахтинова были Днепр и Кама,
Ангара и Амур, и Тихий океан... Но о Ключёвке, о родных местах он помнил всег
да, где бы ни был:
О тебе мне названивал
Дождик в дальних краях,
С родниковым названием
Деревушка моя
 («Сказка моя родниковая») [14].
Чем больше вчитываешься в строки поэта, тем больше влюбляешься в его та-
лант, неповторимость, искренность и лиричность. Нельзя не согласиться с мнением 
Н. Блохина о том, что за всю историю Терновки и Ключевского эта земля впервые дала
России поэта такого масштаба. Как Михайловское - Пушкина, Константиновское - Есе-
нина, Никольское - Рубцова! А Терновка с Ключёвским - Бахтинова! [15].
Пусть я не был большим поэтом,
Но  моих не читавши строк,

Лжет молва, что сгорал без света,
Что согреть никого не смог.
Пусть был путь каменист и труден,
И опасен в крутой момент,
Я любил вас до боли, люди,
Ничего не прося взамен.
Было что-то во мне от неба -
От высокой его судьбы,
Пусть я славным поэтом не был,
Но поэтом я все же был!
(«Высота») [16].
Литературный маршрут «В моем степном и песенном краю» по «бахтинов-
ским»  местам  позволит  реализовать  целый  ряд  туристических  потребностей:
интеллектуальные  –  позволит  углубить  знания  по  литературе,  погрузиться  в
культурную и историческую эпоху поэта; социальные – провести досуг в кругу
единомышленников, встретиться с новыми людьми, поделиться с друзьями впе-
чатлениями о необычном месте; уйти от повседневности, а представителям стар-
шего поколения - предаться ностальгии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1.   Сенин В.С. Введение в туризм: учебник для школ, лицеев, кол-
леджей и вузов. М., 1993.
2.  Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор
межкультурной коммуникации // http://www.mosgu.ru
3.  Музей  Михаила  Булгакова  [Электронный  ресурс]  2014  /
URL:http://www.Bulgakov museum. ru/exhibitions.
4.  Статистическая информация по объектам Российской Федерации
// Официальный сайт Федерального агентства по туризму Мини-
стерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]
RussiaTourism.ru,cop.2009–2014.–URL:  http://www.russiatourism.
ru /rubriki/-1124140723/.
5.    Фирсова  А.В.  Литературный  туризм  как  продукт  культурного
картирования // Вестник Удмуртского университета. Биология.
Науки о Земле. 2012, No 2. С. 142-148.
6. Бахтинов А. Д. Журавлиное сердце. Михайловск, 2006. С. 13.
7.   Там же. С. 14.
8.   Там же. С. 112.
9.   Бахтинов А.Д. Сказка моя родниковая. Ставрополь, 2011. С. 22.
10.  Воспоминания об Андрее Бахтинове. Рукопись // Фонды библио-
теки им. А.Д. Бахтинова.
11.  Бахтинов А. Д. Журавлиное сердце. С. 59.
12.  Материалы из фондов библиотеки им. А.Д. Бахтинова.
13.  Бахтинов А.Д.  Журавлиное сердце. С. 106.
14.  Он же. Сказка моя родниковая. С. 42.
15.  Блохин Н. Свет Ключевки // Зинзивер. 2014, No 5.
16. Бахтинов А.Д. Сказка моя родниковая. С. 272.

Храм святого Николая-Чудотворца

А. Стрелова 

На южной окраине села в 1914 г. появился удивительно красивый храм. Последний из построенных в селе. Из Дела Ставропольского Губернского правления «О постройке двух новых церквей в с. Донском» от 10 мая 1911 г. известно, что изначально планировалось построить две новых церкви, но селяне собрали только 42 879 руб. 22 коп. [1]. Этих средств хватало только на строительство одной церкви, да и то требовалось еще добавить денег на штукатурку храма снаружи. Место под постройку церкви выбрали в конце Второй Разбегайловской улицы, на высоте, по дороге в с. Московское, что, по мнению младшего архитектора А.А. Шрейбера, «…вполне приличествует своему назначению» [1]. Но волею судьбы, Шрейберу не удалось достроить церковь – его перевели к новому месту службы, а надзирать за строительством храма в Донском  было поручено губернскому архитектору Лабаловскому [1].

Строительство завершили довольно быстро – в сентябре 1914 г. Освидетельствование храма в течение 7 дней производил младший инженер из Ставрополя Борисов [1]. В районном музее хранится копия акта от 9 октября 1914 г., где значится, что, с некоторыми незначительными замечаниями, церковь достроена, согласно технической документации [1]. 

Самую красивую церковь в нашем селе постигла участь многих тысяч других храмов и церквей после прихода к власти большевиков: просуществовала церковь Николая-Чудотворца менее 30 лет! В 1941-42 гг. советской власти понадобилось срочно уничтожить каменный храм, практически стерев с лица земли… Многие годы на его месте была свалка.

Примечания: 1. ГАСК № фонда 68, опись 2. 

«Г.А. Емануэль. Имя героя на карте Труновского района»

Стрелова А.В.

с.Донское, МБУК «Историко-краеведческий музей Труновского района»,

директор.

 

Небольшой хутор «Эммануэлевский», лежащий между селами Донским и  Безопасным, назван в честь его первого владельца, героя Отечественной войны 1812 г. Эммануэля Георгия Арсеньевича. Всего 1,5 километра вдоль трассы «Ставрополь-Ростов» тянется этот хуторок, но как необычна, достойна восхищения и уважения судьба человека, чье имя носит этот населенный пункт.

Георгий Арсеньевич Эммануэль родом из Сербии, стал волонтером сербской армии в 14 лет. Свою первую медаль «За храбрость» Георгий получил в 17 лет. Не найдя должного к себе отношения от венгерского императора, Г.А. Эммануэль приехал в Россию, где уже в 25 лет  стал полковником русской армии.

 В Отечественную войну 1812 г. полковник Эммануэль Г.А. вступил командиром 2-й бригады в составе Киевского и Новороссийского драгунских полков 4-го резервного кавалерийского корпуса, входившего в состав 2-й Западной армии князя  П.И. Багратиона.  В Шевардинском бою полковник Эммануэль несколько раз водил своих драгун в атаку, получил ранение в грудь, две лошади под ними также были ранены. За проявленное мужество был пожалован орденом святого Георгия 4-й степени. Однако на этот раз рана заставила его покинуть армию, но уже в сентябре Георгий Арсеньевич  был в Тарутинском лагере русских. За отличия в войне против наполеоновской армии в конце декабря 1812 г. Г. А. Эммануэль  был произведен в генерал-майоры.

По возвращении русской армии из Заграничного похода, Эммануэль был назначен командиром 4-й драгунской дивизии. На единственном сохранившемся портрете генерал изображен в мундире Киевского драгунского полка образца 1814 г. На правой стороне груди звезда ордена Св. Анны 1-й ст., а на левой – серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г., австрийская медаль За храбрость, крест шведского Военного ордена Меча 4-й ст., звезды ордена Св.Владимира 2-й ст. и прусского ордена Красного Орла 1-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 3-го кл., из-под борта выступают кресты ордена Св.Владимира 2-й ст. и прусского ордена Красного Орла 1-й ст.

В июне 1826 г. Николай I назначил Георгия Арсеньевича командующим войсками на Кавказской линии  и начальником  Кавказской области. Благодаря его стараниям, подданство России признали многие горские племена и народы. Кроме этого, Георгий Арсеньевич немало сделал и для водворения спокойствия между горцами. Направил экспедицию за Кубань для усмирения некоторых закубанских народов. За плодотворные труды по покорению и умиротворению Кавказа  Эммануэль Г.А. в июне 1828 г. был произведен в генералы от кавалерии.

Деятельность Г.А. Эммануэля на  посту  начальника Кавказской области в 1826 - 1831 гг. необозримо разнообразна: он инспектировал деятельность присутственных мест  и службу гражданских чиновников, состояние городов и селений; он заботился о безопасности, вникал в дела опекунских и лечебных учреждений; он способствовал развитию образования и торговли, сельского хозяйства, промышленности и добычи нефти. В поле его зрения постоянно находились проблемы переселения и строительства новых станиц для казаков, межевания земель, охраны и разведения лесов, состояния дорог, мостов и перевозов. Ему приходилось, наконец, принимать чрезвычайные меры в борьбе с эпидемией холеры. Деятельность Г.А. Эммануэля оживила весь край, но особое внимание генерал уделял кавказским минеральный водам, он преобразовал «кислые колодцы» в замечательные курорты, ставшие излюбленным местом отдыха и лечения столичной аристократии.

В 1829 году, желая собрать точные сведения о горе Эльбрус и ее окрестностях и, в то же время, имея в виду произвести сильное впечатление в умах горцев появлением в самом сердце их крепостей-аулов, он решил предпринять экспедицию к Эльбрусу. В этой экспедиции, по предложению его, приняла участие и Академия Наук. Путешественников сопровождали 650 солдат, 350 линейных казаков, два орудия и десяток погонщиков скота. Создав базовый лагерь, Эммануэль предложил подниматься на вершину добровольцам, а Джузеппе Бернадацци выбил на скале символ экспедиции — пятиугольную звезду с буквами участников по концам лучей. Разряженный воздух и неподготовленность к темпам и особенностям подъема — составили серьезную трудность при восхождении, о чем писали и Ленц и Купфер. Еще тяжелей был спуск. До вершины Эльбруса добрался лишь один — житель Нальчика Киллар Хаширов, который принес в знак доказательства кусок базальта, который разломили на две части — в музеи Петербурга и Будапешта. 

Поляна Эммануэля, с которой Эммануэль наблюдал покорение Эльбруса, носит его имя. Результаты экспедиции впечатляли: был собран большой научный материал, обнаружено много мусульманских и раннехристианских памятников. Сам Эммануэль был избран Почетным членом Академии наук.

Когда «в воздаяние за отличные заслуги генерала от кавалерии Эммануэля, оказанные в 1830 году», император Николай I «всемилостивейше пожаловал ему в вечное и потомственное владение 6000 десятин земли в Кавказской области», Георгий Арсеньевич выбрал себе два участка. Один из них, в 2000 десятин, располагался по большой дороге от Ставрополя к Новочеркасску, за Донским укреплением; второй, в 4000 десятин, - близ Пятигорска. Но, как оказалось, разделение жалуемых земель на участки в разных местах запрещалось законом, и Кавказская казенная палата обращалась к министру финансов за разъяснением. Разрешение на отступление от правил было дано самим императором. Так появился хутор Эммануэлевский (в 19 веке – Емануелевка). В начале хутора был постоялый двор, где могли сменить лошадей и отдохнуть проезжающие по тракту     «С-Петербург - Тифлис» путешественники. После выхода в отставку, генерал Эммануэль покидает Кавказскую область и поселяется в небольшом имении под Елисаветградом (ныне Кировоград, Украина).        Кто стал владельцем земельного участка после отъезда генерала – пока установить не удалось. Но в списках  административно-территориального  устройства Кавказской области за 1836 г. и за 1846 г. деревня Емануелевка числится как «деревня полковника Кусакова». В аналогичных списках за 1873 г. – уже как владельческое имение  зажиточного крестьянина Р.Г. Сариева (хутор Емануелевка). Скорее всего, в период расслоения в деревне земли разорившихся соседей  скупали более успешные крестьяне, имевшие сельхозорудия и машины. Из фондов общественного музея села Безопасного стало известно, что к концу 19 века в числе хозяев хутора значились купец Волков (1136 десятин), генерал-майор Иваницкий (2033 десятины), мещанин Кузьма Барабаш, крестьяне Мирон Жиданов, Максим Плотников и Федор Гаврилов, имевшие по 50 десятин земли. Хутор значился по документам «Эммануэлевский». 

В советское время хутор носил другое имя – первого председателя колхоза им. Блинова Епифана Гордеевича Чередниченко. Очень любили хуторяне своего председателя: умел убеждать, был хорошим руководителем, по-доброму относился к людям, работал в поле наравне со всеми. Осенью 1934 года Епифан  Гордеевич сильно промок во время сева озимой пшеницы, но не ушел с поля, простуда перешла в воспаление легких, и, через несколько дней,  Чередниченко скончался. Похоронен он был в центре  хутора, на могиле жители установили небольшой обелиск из камня с красной звездой наверху, а хутор на общем собрании колхозников решили называть «Чередниченко».

В середине 1990-х годов хутору было возвращено его историческое название – Эммануэлевский, в память о доблестном герое войны 1812 г., начальнике Кавказской области, покорителе Эльбруса – Георгии Арсеньевиче Эммануэле, достойном вечной благодарности  потомков. 

Казачья община села Донского планирует в ближайшем будущем установить памятный знак на въезде в хутор, чтобы местные жители и проезжающие мимо путешественники знали, чье имя носит небольшое степное поселение.

Использованная литература и источники.

1. Ставропольский хронограф на 2009 год. Краеведческий сборник,- Ставрополь: СГКУНБ, 2009. – 250 с.

2. Голицын Н. Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля. М. Рекламно-издательский центр "Собрание". 2004

3. РГИА. Ф. 395. Oп. 140. Д. 170. 1834. Л. 3 - 12 об.

4. Юрченко А. Усипальня Емануелев.//Освитянське слово. 1997 г. №2.

5. Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце ХVIII – первой четверти ХIХ века. Владикавказ, 1992.

6. Филонов С. Кавказская линия под управлением генерала Емануэля // КС.Т. ХV. С. 343.

7. Бентковский И. В. Ставрополь в географическом, историческом, топографическом и статистическом отношениях // «Кавказский календарь» на 1855 г. Тифлис, 1854. С. 480.

8. Край наш, Ставрополье. Ставрополь, 1999.

9. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца ХVIII по 1920 год. Справочник. Ставрополь: 2008.

11. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. Ставрополь: СГУ, 2008. 

12. Материалы из фондов общественного музея с. Безопасного, Труновского района, Ставропольского края.

Поиск по сайту

Режим работы музея

8.00 - 16.00

Перерыв

12.00 - 13.00

Выходной

Воскресенье

Санитарный день

Последняя пятница месяца

Мы на карте

Счетчик посещений

Сегодня 32

Вчера 134

За неделю 457

Месяц 4110

Всего 139770

Контакты

Музей Труновского муниципального округа
Ставропольский край, с. Донское ул. Ленина д. 2
(86546) 33-5-50 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музей им. К. А. Трунова
Ставропольский край, с. Труновское ул. Мира д. 1
(86546) 27-4-58
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.